Аденоидит

Окружающее пространство переполняют инфекции и вирусы. Если пищу можно мыть и термически обрабатывать, то воздух очистить невозможно. Поэтому в человеческой носоглотке есть специальная защита — миндалины. К ним относятся гланды, а еще есть миндалина, которую увидеть не так просто — она находится между носом и горлом. Состоят эти образования из лимфоидной ткани, которая защищает органы и «собирает» попадающие с воздухом и пищей раздражители, при этом увеличиваясь в размерах. Когда иммунитет сильно понижен и не может отразить атаку попавшего на миндалину вируса или, когда инфекция сильнее той, с которой может справиться организм, происходит воспаление.

Воспаление гланд представляет собой ангину. Не менее часто возникает аденоидит, получивший название от слова «аденоиды» — так называются упомянутые миндалины, находящиеся между носом и горлом и увеличившиеся результате наличия сильной или постоянно действующей инфекции.

Симптомы аденоидита похожи на симптомы ангины. Ощущается такая же режущая боль, но не в самом горле, а чуть выше. Часто она возникает при глотании или при пересыхании носоглотки. Ребенок жалуется на то, что между носом и горлом «болит», «чувствуется комок». Миндалины отекают, в результате чего наблюдаются выделения из носа. Параллельно возможно возникновение ангины и ринита (насморка), так как органы находятся рядом друг с другом; часто следствием аденоидита становится отит.

Лечить аденоидит тоже нужно по тому же принципу, что ангину или насморк. Полезны промывания лечебными травами или слабыми лекарственными растворами, причем жидкость, введенная в нос, обязательно должна попасть в горло, иначе эффекта не будет: она просто не дойдет до аденоидов. Можно делать ингаляции, использовать эфирные масла, например, эвкалиптовое или пихтовое, если нет противопоказаний. Витамины, тепло, покой, соблюдений индивидуальных рекомендаций педиатра — и аденоидит пройдет через несколько дней.

Все это в том случае, если ребенок болеет нечасто.

Если же у него слабый иммунитет и простуды он подхватывает одну за другой, тогда лимфоидная ткань, постоянно насыщенная микробами, сама становится источником болезни. Здесь выход один — удаление аденоидов, потому что вылечить миндалину в случае хронического аденоидита практически невозможно. Но лучше не доводить до радикальных мер, так как после удаления миндалины инфекции и вирусы нигде не задержатся и будут попадать прямо в горло и дальше, что чревато серьезными заболеваниями вплоть до хронических бронхитов.

Причиной хронического аденоидита может быть также аллергия на раздражитель, устранить который от ребенка просто. Поэтому если педиатр вынес вердикт «удалять аденоиды» без попыток выяснить, не может ли аденоидит быть аллергической реакцией, Клиника Выходного Дня рекомендует не торопиться с операцией, а проконсультироваться с другими педиатрами, специализирующимися в том числе на аллергических аденоидитах.