» » Болезнь Лайма

Болезнь Лайма

Болезнь Лайма – это одна из инфекционных патологий, имеющих тенденцию к все более широкому распространению в Украине, да и во всем мире.

Впервые описанная всего лишь в 1975 году в г.Лайм (США), но она быстро охватывает страны Северной Америки, Австралию, Северо-Западную, Восточную Европу, Японию, Китай, Россию. В Украине еще лет 15  назад болезнь Лайма была редкой патологией, а в последние годы она получила повсеместное распространение, с каждым годом увеличивается    количество случаев. Этому  благоприятствуют изменения климата, биоценозов, создание условий для распространения клещей семейства Ixodes – основного переносчика возбудителя  - спирохет рода Borrelia  В зависимости от региона, среди возбудителей болезни  Лайма преобладают различные боррелии. Так, в Северной Америке преобладают Borrelia burgdorferi , в Европе и Азии - Borrelia afzelii и Borrelia garinii.. Но и эти возбудители по своему геному неоднородные, поэтому возможны повторные случаи болезни.

Больной человек не является заразным для окружающих людей. Естественная восприимчивость людей высокая, не исключается абсолютная. Передается возбудитель со слюной при укусах клеща, зараженного боррелиями. В некоторых случаях пациент не фиксирует укус клеща. Но это не значит, что невозможно заражение.  Возможна передача от беременной женщины плоду.

Считается, что сельские и городские жители болеют одинаково часто. Заражение городских жителей чаще всего происходит в пригородных лесах, лесопарках и даже городских парках, расположенных в центральной части мегаполисов. Наибольший период активности клещей – весной, начале лета, а также осенью. Соответственно имеется 2 пика высокой заболеваемости: наибольший, весенний и, поменьше, осенний.

Инкубационный период болезни Лайма от 2 до 32 дней, в среднем 7-10 дней. Течение болезни Лайма делят на ранний и поздний период. Специфические узнаваемые клинические симптомы имеет 1-я стадия (локальная инфекция) раннего периода. Это лихорадка, умеренная интоксикация и появление в месте укуса клеща первичного аффекта в виде умеренно зудящего гиперемированного инфильтрата с последующим образованием красного обода и диаметр этого обода увеличивается в размерах примерно на 1см в сутки. При позднем выявлении болезни обод сложно верифицировать, так как он охватывает всю конечность или грудную клетку с обеих сторон. Дальнейшее течение болезни Лайма утрачивает свою специфику клинических проявлений.

В фазу диссеминации (2-я часть раннего периода) распространение боррелий в коже может приводить к образованию вторичных кольцевидных эритем (покраснений). Но, достаточно часто первая фаза протекает без лихорадки, симптомов интоксикации, на которые смог бы обратить внимание пациент и лишь кольцевидная эритема позволяет заподозрить диагноз. Еще более сложно установить диагноз, если отсутствует эритема. Лишь тщательно собранный эпидемиологический диагноз позволяет заподозрить болезнь Лайма.

В фазу диссеминации ранней стадии происходит распространение боррелий по органам и системах организма человека. Но в этот период основные проявления болезни исчезают и могут появиться симптомы органных поражения: менингит, менингоэнцефалит, миелиты, невриты, в том числе лицевого нерва; поражение проводящей  системы сердца, миокардит, артриты.

В позднюю стадию усугубляются поражения нервной системы, появляется атрофический акродерматит.

При наличии кольцевидной эритемы возможно клиническое установление диагноза. Для его подтверждения наибольшее распространение получила реакция иммуноферментного  анализа для выявления специфических IgM IgG, на более поздних стадиях – иммуноблоттинг специфических IgG. При сифилисе может выявляться ложноположительная реакция на болезнь Лайма.

В лечение основное значение на ранней стадии имеет антибактериальная терапия. Чем позже она проводится, тем она более длительная и меньше ее эффективность.

На ранней стадии препаратами первого ряда являются тетрациклины, парентерально – пенициллины или цефалоспорины. Длительность – 14-21-28 дней.

Если клеща исследовать в специализированной лаборатории и в нем выявляют боррелии – возможно проведение профилактического лечения, после которого риск возникновения заболевания уменьшается на 80%. Применяются тетрациклины, бета-лактамные антибиотики, в том числе и пролонгированные.

Специфическая профилактика отсутствует. Прогноз при болезни Лайма благоприятный для жизни и здоровья при своевременно начатом лечении, при запоздалом – возможна инвалидизация.