Рожа

Рожа – одно из наиболее распространенных бактериальных инфекционных заболеваний, склонное к рецидивирующему хроническому течению.

Возбудителем рожи считается в-гемолитический стрептококк группы А – микроорганизм, распространенный повсеместно. Этот стрептококк также является основным возбудителем ангин – острых тонзиллитов.

При роже инфекционным процессом поражаются отдельные участки кожи в виде воспалительных инфильтратов, пузырей (булл), наполненных серозной жидкостью, на этом фоне часто возникают кровоизлияния в кожу – так называемая геморрагическая форма.

Стрептококк может передаваться от человека к человеку воздушно-капельным, контактно-бытовым, человек может быть хроническим носителем, иметь другие инфекционные хронические заболевания, возбудителем которых может быть стрептококк (бронхит, холецистит, пиелонефрит, стрептодермия, гайморит, отит).  Часто входными воротами является грибковое поражение стоп.

Пока неизвестно, почему при контакте человека со стрептококком у него может возникнуть такое множество заболеваний, в том числе и рожа.

Условиями для возникновения рожи являются следующие факторы:

• инфицированное в большинстве случаев происходит при наличии повреждений кожи, это могут быть даже микротрещины;
  • изредка стрептококк проникает в кожу без нарушения целостности кожи чаще гематогенным путем из очагов инфекции собственно организма;
  • обязательной является предварительная сенсибилизация определенных участков кожи к стрептококку;
  • снижение местной резистентности и общей защиты к инфекционным бактериальным факторам (местное нарушение  кровообращения, область рубцов).

Рожа начинается с повышения температуры, обычно, до высоких цифр, общей слабости, ломоты в мышцах и суставах, боли в области регионарных лимфатических узлов, их увеличение. Развивается выраженный отек в области местных изменений, описанных выше. При роже вместе с участком кожи поражаются кровеносные и лимфатические сосуды (лимфангиит, артериит, флебит). Прогрессирование рожи проявляется кроме сохраняющейся лихорадки распространением гиперемии в исходе чего может развиться рожистый сепсис. Местные изменения могут осложнятся гнойными процессами, в том числе и абсцессами, некрозом участков ткани. Наиболее частым отдаленным осложнением рожи является лимфостаз, прогрессирующий лимфатический отек с возможным развитием слоновости, если основной процесс локализуется на нижней конечности.

Развитие лимфостаза приводит к серьезным нарушениям трофики тканей, что приводит к частым рецидивам рожи. Образуется своеобразный замкнутый круг: чем больше выражен лимфостаз, тем чаще рецидивы рожи, чем чаще рецидивы рожи – тем больше лимфостаз.

Лечение рожи непосредственно не вызывает в большинстве случаев каких-либо сложностей: стрептококк остается высокочувствительным ко всем в-лактамным антибиотикам (пенициллины, цефалоспорины), поэтому антибактериальная терапия не представляет особых проблем.

Однако, не меньшее значение, особенно для прогноза (рецидивирование, развитие лимфостаза) имеет патогенетическая, восстановительная, противорецидивная терапия, реабилитация. Поэтому, по-сути, с прекращением введения антибиотиков и патогенетической терапии (антикоагулянты, дезинтоксикация, иногда ГКС коротким курсом, антигистаминные препараты), лечение только начинается (выявление и санация хронических очагов инфекции, сосудистые, биогенные стимуляторы, иммунотропные препараты, профилактическое применение препаратов пролонгированного пенициллина) и может длиться до полугода с возможным повтором.

Особенно важным является полноценное лечение первичной рожи, что позволит избежать рецидивов и осложнений в последующем.