» » Все про мочевыделительную систему. УЗИ-диагностика

Все про мочевыделительную систему. УЗИ-диагностика

Почки, два мочеточника, мочевой пузырь и мочеиспускальный канал — основные органы, формирующие мочевыделительную систему.

Здоровый человек имеет две симметрично расположенные почки (левую и правую), хотя случаются отклонения, когда ребенок рождается с одной почкой и т. д. Жизнеспособность человека с одной почкой не утрачивается, но серьезно увеличивается риск возникновения ряда тяжелых заболеваний. Почему?

Главная функция почек — очищение крови от токсинов, поступающих с едой и выделяющихся в результате обмена веществ. Одна почка не в состоянии справиться с этой задачей полностью, в результате токсины, вместо выведения из организма, в нем скапливаются. В какой-то момент их количество становится чрезмерным, и возникают заболевания. То же происходит и у людей с двумя почками, если одна из них или обе функционируют неправильно.

Мочеточники связывают каждую почку с мочевым пузырем. Как только синтезированная в почках моча попадает по ним в мочевой пузырь, они как бы «закрываются», не позволяя ей возвращаться обратно.

Мочевой пузырь накапливает мочу. В среднем он способен удерживать около 750 мл, хотя эти показатели сильно разнятся. Некоторые люди испытывают боль при накоплении 0,5 л мочи, а другие способны удерживать до литра. Застой мочи вреден всегда, т. к. жидкость содержит токсины, которые при длительном удержании скапливаются в тканях мочевого пузыря, растягивают его, что чревато болезнями мочевыделительной системы.

Мочеиспускательный канал (он же — уретра) идет от мочевого пузыря и выводит жидкость из организма.

Дополняется мочевыделительная система двумя сфинктерами — мышечными образованиями, с помощью которых человек может контролировать выведение мочи.

Также в нее входят нервные окончания, отправляющие импульсы в мозг, когда в мочевом пузыре набирается примерно 250 мл жидкости. Результатом их работы являются позывы к мочеиспусканию, усиливающиеся с увеличением количества мочи.

Из-за воздействия внешних факторов или генетических процессов в любом из этих органов могут возникнуть нарушения. Диагностика заболеваний мочевыделительной системы «на глаз» практически невозможна. Самым распространенным и достоверным методом исследования ее нарушений является ультразвуковая диагностика (УЗИ).

УЗИ мочевыделительной системы показано при болях в пояснице, при травмах (включая несильные удары, т. к. почки расположены близко к поверхности и чувствительны), при различных воспалительных заболеваниях, а также при непонятных болях, рези, которые часто являются симптомом таких заболеваний.

УЗИ не имеет противопоказаний, подготовка не требуется, за исключением употребления большого количества жидкости за полчаса-час до исследования. Часто назначается двойное УЗИ (с пустым и полным мочевым пузырем) для более достоверной диагностики. Прием жидкости в этом случае необходим между первым и вторым этапами, зачастую его контролирует УЗИ-специалист.