» » Кровотечения из носа у детей

Кровотечения из носа у детей

Кровотечения из носа для детей более характерны, чем для взрослых, и это нормально. Ткани в полости носа в детском возрасте еще нежные, не до конца сформированные, поэтому повредить их легко. Тем более — когда ребенок имеет характерную привычку ковыряться в носу пальцами и засовывать туда инородные предметы.

У здорового ребенка кровотечения проходят к 13-15 годам, когда ткани носовой полости грубеют и менее остро реагируют на внешние и внутренние раздражающие факторы. Однако у некоторых детей наблюдается утончение слизистой носа, вследствие чего она становится слабой и легкоранимой. Это может быть обусловлено наследственностью, незначительными нарушениями в развитии, а также вмешательством извне. Например, если ребенок в раннем детстве часто переносил риниты и его лечили с помощью сосудосуживающих препаратов, воздействующих на слизистую, она может стать «хрупкой». Кровотечения в таком случае могут сопровождать уже выросшего ребенка всю жизнь.

Причины кровотечений из носа у детей принято разделять на два типа: местные и общие (иногда среди общих выделяют патологические). К местным относят:

• незначительные физические травмы, например, повреждение слизистой ногтем, посторонним предметом;
  • воспаления, вызванные занесением инфекции извне (в этом случае с кровью может выделиться и небольшое количество гноя);
  • повреждения сосудов из-за насморка, частого кашля и чихания;
  • пересыхание слизистой и последующее растрескивание из-за слишком сухого воздуха, препаратов, которые ее сушат;
  • доброкачественные образования.

Общие — более опасны, т. к. вызваны серьезными нарушениями в организме. К ним относят: различные заболевания крови, ослабление сосудов из-за воспалительных заболеваний, значительный авитаминоз, заболевания печени, а также проблемы с сердечно-сосудистой системой.

Вызванное местными причинами кровотечение обычно останавливается через несколько минут само. В течение этих минут ребенка нужно посадить так, чтобы его голова была чуть наклонена вперед. Считается, что запрокидывание головы останавливает кровотечение скорее. Это не так. При запрокидывании кровь просто перестает быть видна, т. к. не вытекает наружу, а начинает стекать в глотку, что полезным не является. Ускорить процесс остановки кровотечения можно, приложив к носу компресс со льдом или просто что-нибудь холодное.

Если кровь около 20 минут не останавливается, нужно обратиться к врачу, т. к. либо у ребенка серьезная рана, которую нужно обработать, либо кровотечение спровоцировано одной из перечисленных общих причин и требует серьезного лечения.

Всегда желательно разобраться, почему у ребенка идет кровь из носа. Если родители замечают, что он обзавелся привычкой ковырять в носу игрушкой или пальцем, то достаточно объяснить ему, что так делать не стоит. Если же кровь идет раз за разом, а видимых причин нет, Клиника Выходного Дня рекомендует родителям показать ребенка педиатру.